?

Log in

No account? Create an account

Раньше | Позже

Преамбула

"Лебединое озеро" — это вообще первый балет в моей жизни. Мне лет шесть или семь было.  Забавная вещь: я помню, когда смотрела в первый раз. Никаких воспоминаний и впечатлений - просто помню сам факт. Прошло лет кажется шесть или семь — нормальный срок для того, чтобы всё выветрилось. Мы с мамой пошли на этот балет опять. С первых же тактов у меня было примерно вот такое выражение лица: О_о, потому что я знала всю музыку. Танец маленьких лебедей и всякие там русские и неаполитанские танцы идут где-то через изрядное количество времени (не меньше часа) после начала, так что не надо мне про то, что это такая классика, которая у всех на слуху. Мама мне тогда сказала: да ладно, ты это всё слышала раз двадцать. Видимо эти двадцать раз случались в каком-то другом измерении, потому что я их в упор не помню.

Как в случае с Буниным, Рахманиновым, "Евгением Онегиным" — это было с первого взгляда (звука?) и на всю жизнь. Как и многие другие мои большие любови, эта до поры до времени пребывала в латентном состоянии, покаlazzo_fiaba  не выложила трейлер "Черного Лебедя" Аронофски и не разбередила всё.


А теперь по сути


Когда нам на лекции в университете рассказывали про различные подходы к интерпретации классического наследия, когнитивного диссонанса ни с кем не случалось: все уже как минимум успели посмотреть "Ромео и Джульетту" и сходить на "Лес" Кирилла Серебренникова и понимали, что такое бывает, в этом есть свой смысл и если это сделано хорошо, то это может дать очень много: освежить эмоции от произведения, взглянуть на него под неожиданным ракурсом или открыть что-то новое. Но поскольку лекция была по истории театра, разговор шел исключительно о драматических произведениях. Как такое можно провернуть с классическим балетом, каким является "Лебединое озеро", представить было сложно. Какие там могут быть варианты? Ведь этот балет кажется не отделимым от белых пачек и этих головных уборов в виде лебединых крыльев, условно-средневекового антуража... Оказалось, что возможно всё, потому что в классическом балете действительно незыблемая вещь только одна — музыка.


Про постановку Мэтью Борна я знала только то, что там все "лебединые" партии исполняются мужчинами. Заход очень многообещающий, а главное — дающий простор для упражнений в остроумии и самых разных измышлений. Они прекращаются ровно в тот момент, когда начинается спектакль, потому что над этим волшебством, над этой Красотой нет сил шутить.  Вместо известной истории о заколдованной девушке, которую полюбил, а потом предал принц, Мэтью Борн сочинил новую сказку о недолюбленном и недоласканном принце, вся официальная и личная жизнь которого постоянно втискивается в жесткие рамки придворного этикета. Ему в них тесно и тоскливо, он мечтает об искренней бескорыстной любви, дружбе и привязанности. А какая может быть искренность и бескорыстие, когда ты наследник престола и за каждым твоим шагом постоянно следят журналисты? Окончательно измучившись, он решает покончить собой, утопиться в пруду городского парка. Уже написано прощальное письмо и до воды остаются последние шаги, как перед ним появляется Он, Лебедь, герой его детских снов, защитник и друг, которого у него никогда не было, сильный, прекрасный и грозный как выстроенное к битве войско.

 
   

Дальше всё почти по сюжету, и даже в финале все, как и положено, умрут (да-да, даже в первоначальном варианте "Лебединого озера" все в конце умирали, потому что в легендах предательство искупается только смертью).

Хореографию этого спектакля очень сложно назвать классической, но с современным танцем (или уж не знаю с чем, как это правильно назвать) она смешана ровно в такой пропорции, при которой сохраняется классический дух и при танец становится более театрализованным, повествовательным. Сравнить с классическими постановками всё это можно прямо сразу: один из эпизодов спектакля — визит принц с матерью в театр, где дают балет на какой-то романтический сюжет. В этом мини-балете всё как положено: хрупкая фея в крылышками и в шопеновской пачке, кордебалет, наряженный бабочками, дровосек, в которого фея влюбляется и злой гений, который хочет их разлучить. Жесты, позы, движения — прямо как в академическом танце, но весь этот фрагмент проникнут тонкой иронией, которая только подчеркивает отличие этого языка от того, которым рассказывается новое "Лебединое озеро".

 


 
  
Фея со свитой, дровосек, всеобщий апофеоз и злое дерево злой гений.
 
Другой характер танца — это другой темп. Вместо трех часов "Лебединое озеро" Мэтью Борна идёт два, и так получается не только потому, что некоторые номера были сокращены. Лучше всего это заметно на примере моего самого любимого номера — "Адажио". Вместо почти десяти минут, оно длится шесть, и из сомнабулического стало очень живым, созвучным ритму дыхания и биения сердца.

Чтобы сравнить ощущения — тот же номер в классическом варианте.
 
Другой характер танца позволяет сделать то, что в обычном балете сделать не так просто. Например, навязший у всех в ушах танец маленьких лебедей. Вы никогда не обращали внимания на то, что все эти водоплавающие птенцы выглядят и двигаются очень забавно, причем не важно плавают они или ходят по земле? Особенно если ходят по земле. Маленькие лебеди в прочтении Мэттью Борна получились как раз такими, немного смешными и неуклюжими. Но показать я вам хочу не его, а другой мой любимый номер — "Русский танец".  На балу появляется таинственный незнакомец и начинает плохо себя вести. Дамы только за...

 

И опять для сравнения — традиционный вариант.

Создавая этот текст, я вся измучилась от неспособности подобрать слова, которые бы могли передать мои впечатления. Я который день исхожу восторгом и любовью, это переполняет меня изнутри, заставляя тело руки и тело изгибаться, повторять эти движения, потому что только так можно сократить то расстояние, которое отделяет меня от этой Красоты.

P.S., добавленный спустя два дня и содержащий СПОЙЛЕРЫ!!!

Я настолько торопилась рассказать про этот спектакль, что не стала как обычно читать другие рецензии и отзывы. Этим я занялась уже после того, как пост был выложен. Надо сказать, было довольно интересно. Если верить тому, что написано, то либо за десять с лишним лет (в столицу спектакль привозили в 2007 и самая большая информационная волна была как раз в то время) в спектакле как-то поменяли акценты, либо одно из двух.

Поскольку все главные роли в спектакле исполняются мужчинами, то естественно было бы предположить, что это история о гомосексуальной любви, и что у Принца отношения с женщинами не ладятся, и поэтому... Ну и дальше по сюжету. Почему я решила, что с тех пор в постановке, видимо, что-то поменялось? Да потому что в записи 1996 года (с Адамом Купером и Скоттом Эмблером) у него с этим проблем не было:
 

Я бы даже сказала, что всё было хорошо:


За исключением того момента, что живая и непосредственная девица, как он случайно выясняет, подослана Пресс-секретарем и её "любовь" щедро оплачена:


От такого у кого хочешь отношения не заладятся.
Ну и, наконец, финал, который не слишком совпадает с такой уж прямолинейной трактовкой:


Мне кажется, что если бы надо было сделать финал про торжество той самой любви, то создатели бы расстарались и нашли человека, с фактурой как у исполнителя роли Принца, чтобы они с Лебедем, взявшись за руки, ушли в закат, но нет, зачем-то заканчивается спектакль именно так.  

Я знаю, у меня дурацкая привычка -- анализировать увиденное, некоторых моих знакомых она ужасает, они считают, что это мешает получать удовольствие от произведений, но разве может испортить удовольствие активное восприятие и попытка понять, почему всё делается именно так, а не иначе и зачем всё это?


Ссылки на тему
:

 О других постановках Мэтью Борна
:
OZON.ru - DVD | Tchaikovsky's: Swan Lake
</div>

Комментарии

( 25 комментариев — Оставить комментарий )
hardcandy
23 ноя, 2010 13:59 (UTC)
*прячась заранее*
Я не люблю балет.
Но тоже музыку помню (помнила?), потому что у нас была пластинка ЛО, на которой была музыка и комментарии трагичным (вернее торжественным) голосом.
mary_eglantine
23 ноя, 2010 14:11 (UTC)
Какого рода комментарии хоть? :-)

Кстати, уточнение: я люблю не балет, а музыку (я его чаще всего не смотрю, а именно слушаю) и красивых мужчин :-)

Edited at 2010-11-23 15:02 (UTC)
hardcandy
24 ноя, 2010 04:52 (UTC)
Нормальные слова, не подумай чего.
Ну типа там - "Выходит Одилия... Она..." и т.д.
maria_querrida
23 ноя, 2010 15:03 (UTC)
*прячась еще дальше*
Я терпеть не могу балет. Единственный вообще виденный мной в живую на сцене балет был, как это ни смешно, "Лебединое озеро" (обычное, конечно). После этого я поняла, что для меня балет идет туда же, куда и театр. Вот и вопрос, то ли озеро было не то, то ли я какая-то не такая?...
mary_eglantine
23 ноя, 2010 15:19 (UTC)
Ну, ты меня в прямо такие большие его фанаты сразу не записывай. Как я выше писала, для меня сначала идёт музыка, а потом всё остальное :-)

Есть люди, которые фламенко не понимают. С ними, наверное, тоже что-то не так :-)


Edited at 2010-11-23 15:19 (UTC)
hardcandy
23 ноя, 2010 14:00 (UTC)
Создавая этот текст, я вся измучилась от неспособности подобрать слова, которые бы могли передать мои впечатления. Я который день исхожу восторгом и любовью, это переполняет меня изнутри, заставляя тело руки и тело изгибаться, повторять эти движения, потому что только так можно сократить то расстояние, которое отделяет меня от этой Красоты.

*завидует и плачет*
mary_eglantine
23 ноя, 2010 14:12 (UTC)
Плохо мне, чему тут завидовать? :-)
hardcandy
24 ноя, 2010 04:51 (UTC)
Способности выражения мыслей словами.

Да, я помню что-то там про отсутствие/недостаточность писательского таланта.
Смертный грех не гордыня, а самоуничижение :).
Ящитаю.
mary_eglantine
24 ноя, 2010 08:17 (UTC)
Даже Шерлок Холмс говорил, что недооценка своих возможностей такое же отступление от истины, как и переоценка.

Наверное я маюсь потому, что не знаю точно, что происходит в голове у людей, когда они всё это читают. Вот мне и кажется. Ну и потом, когда я перечитываю написанное, мне кажется, что оно и десятой части всего, _что мне хотелось рассказать_, не рассказывает. Как-то так.
primus_sile
23 ноя, 2010 14:29 (UTC)
Две основные мысли:
1. В такие минуты бешено, до волчьей тоски завидую и жалею, что меня воспитывали иначе. Потому что сейчас приходится идти наощупь, вслепую, зачастую натыкаясь на хлам (оставим пресловутую прелесть личного опыта за скобками) и, как следствие, логичное опоздание со многими открытиями.
2. В такие минуты я думаю, что искусство - это не подражание природе, не воплощение фантазий и идей. Это огонь, который мы передаём друг другу.
mary_eglantine
24 ноя, 2010 08:48 (UTC)
У меня запас слов как у кофемолки, да :-)
Спасибо :-)

Как тебе ролики хоть? Бог с ним, с "профессиональным" взглядом, я знаю, что ты в этом мало разбираешься.
primus_sile
24 ноя, 2010 09:03 (UTC)
Re: У меня запас слов как у кофемолки, да :-)
Врёшь ты, всё у тебя в порядке с запасом слов:)
Я могу быть откровенной? Нет, серьёзно? *есличо, смело стирай коммент, я не обижусь*
Я не знаю, что там с постановкой: красиво, глаз радует, спору нет, - но когда меня от ничтожнейших движений/звуков/взглядов пробивает током, когда малейшее действие включает твои инстинкты, взывает к голосу крови, будит во мне самку - да, это искусство. И я капитулирую перед ним.
*Ещё подумала и решила, что выразилась непонятно*
Да, мне очень понравилось. Пусть форма необычна, но предподнесено всё это с чувством и тактом, а мне больше ничего и не нужно.

Edited at 2010-11-24 09:37 (UTC)
hardcandy
19 янв, 2011 07:14 (UTC)
Ну вот! Я посмотрела :).
А мне нравится :). Не знаю - высидела бы я все сразу, но фрагментарно, в несколько заходов - только так :).

1. Ты прекрасно пишешь. Мур-мур-мур!
2. Мне нравится, что люди не относятся к классике как к чему-то на века данному и окаменевшему, а видят так, как видят.
3. Мне нравится что очень красивые мужчины видят свою жизнь в танце.
mary_eglantine
19 янв, 2011 07:49 (UTC)
*вся прямо расцветает от таких отзывов :-)*
margelaene
12 окт, 2011 17:32 (UTC)
Ваш отзыв очаровывает и завораживает, так как Вы видите сокрытое. Спасибо Вам за попытку приоткрыть завесу.
mary_eglantine
13 окт, 2011 07:18 (UTC)
Спасибо за добрые слова :-)
Если завораживает - хорошо, значит может сподвигнуть на просмотр :-)
margelaene
13 окт, 2011 10:20 (UTC)
Я смотрела. :)
mary_eglantine
13 окт, 2011 10:26 (UTC)
Да, я заглянула к вам. "Щелкунчика" уже видели?
margelaene
13 окт, 2011 10:27 (UTC)
Нет ещё. Только "Озеро" и "Car Man". Пока немного передохну, а то крышу окончательно сорвёт... ;)
primus_sile
18 апр, 2015 21:08 (UTC)
Чё-то вот взяла и посмотрела.
Даже всплакнула в конце, чего со мной при просмотре балетов/опер сроду не бывало.
mary_eglantine
21 апр, 2015 14:22 (UTC)
Вах :-) Чего это тебя вдруг на экзотику потянуло? :-)
primus_sile
21 апр, 2015 14:43 (UTC)
*очень укоризненный взгляд*
Ну да-ну да, а то я же такой махровый любитель классики! :)
Вера Мотылёва
19 июл, 2016 10:16 (UTC)
Увидев Ваш отзыв, решила посмотреть - впечатление постановка оставила очень хорошее, хотя старая постановка Мариинки или Большого Театра и белые пачки навсегда в моём сердце) И то, и другое нравится настолько, что даже не хочется сравнивать.
Но я, смотря запись 1996 года, кое-чего не поняла. Возможно, я просто пропустила момент с объяснением происходящего; надеюсь, Вы мне поможете.
В этой постановке, насколько я понимаю, никто не заколдован и не превращён в лебедя, дело мы имеем именно с Лебедем. Но кто тогда Одиллия? То есть кто ворвался на бал и танцевал со всеми подряд в чёрных кожаных штанах? Как-то я упустила этот момент.
Заранее спасибо за ответ!
mary_eglantine
22 июл, 2016 07:54 (UTC)
Вы задали очень хороший вопрос. Сейчас нет возможности пересмотреть и освежить в памяти, как там всё было в деталях, поэтому отвечу по памяти. Кажется, никакого объяснения, кто был этот таинственный незнакомец, нет. Просто вот такая вызывающая и раскованная личность, которая всех соблазняет, вносит сумятицу и при этом, вот этим жестом с полоской черной краски он напоминает принцу лебедя. Сейчас, когда эмоции не так сильно застилают впечатление, я понимаю, что с точки зрения построения сюжета, это момент слабый: всё должно быть увязано одно с другим и таких персонажей ниоткуда быть не должно. Вопросов у зрителя не возникает благодаря тому, что все канву сюжета примерно помнят :) Ну и энергия музыки работает.
( 25 комментариев — Оставить комментарий )

Текущий месяц

Январь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com