?

Log in

No account? Create an account

Раньше | Позже

Отрок Карло Броски занимается в певческой школе. Мальчики-ангелочки с прозрачными голосами, торжественная духовная музыка... Стройность происходящего нарушается появлением одного из учеников. Он кричит Карло, чтобы тот ни в коем случае не пел, потому что хороший голос неминуемо приведет его к смерти, а затем сбрасывается с балкона и разбивается. Если от такого зрелища психологическая травма и возникла, то ушла куда-то глубоко, потому что спустя некоторое время отрок стал божественным Фаринелли, главной звездой оперных подмостков в первой половине XVIII века.

Кастраты в XVIII веке были на особом счету. И дело не только в пикантной особенности такого человека, которая, несомненно, будоражила воображение публики. Голос, подходящий для оперной сцены, уже сам по себе является даром природы, а появление кастрата, чей голос достоин оперной сцены, - это вообще результат лотереи: сохранится ли в результате операции и всех последующих физиологических изменений тот тембр, ради которого всё затевалось, не мог предсказать никто. Участь проигравших была  не слишком радужной: они могли петь в хоре церкви, а если с голосом всё сложилось совсем неудачно, то стать музыкантами. Счастливчикам ещё предстояло очень много учиться: музыка эпохи рококо была наполнена украшениями не меньше, чем обстановка, в которой она звучала, и для того, чтобы всё это воспроизвести голосом, требовалось освоить массу технических приемов и, к тому же, научиться импровизировать, поскольку многие арии подразумевали, что исполнитель будет делать вариации. Лучшие из тех, кому удалось успешно пройти и этот этап, становились настоящими супер-звездами со всем, что к этому прилагается: восторги публики, огромные гонорары и только главные роли.



Фаринелли выделялся даже на этом фоне. По воспоминаниям современников, он обладал всем, о чем может только мечтать исполнитель того времени: приятная внешность (важный момент, потому что фигуры многих кастратов в силу физиологических причин менялись не в лучшую сторону), красивый тембр и, самое главное, мастерство, о котором ходили легенды. Интересный человек, интересный феномен, да ещё и очень яркая эпоха - идеальный материал для фильма.

Самая роскошная составляющая в этом фильме, конечно, музыкальная. Галантный век сам по себе живописный и эффектный, но в сценических постановках всё это увеличивалось на порядок, если не на два. Никакого реализма и правды жизни, главной задачей спектакля было вырвать человека из повседневности, это была своего рода фабрика грёз: герои появлялись ниоткуда, боги сходили с небес, публика переносилась то в цветущий сад, то на берег моря, то под стены Иерусалима или в Древний Рим, а в центре всего великолепия блистал - primo uomo, человек с голосом, которого не существует в природе. В фильме воспроизведены, конечно, не крупные эпизоды опер, а отдельные арии и тот фон, которым они могли сопровождаться, но это всё равно впечатляет, потому что вся прелесть “спецэффектов” того времени заключается в том, что они были настоящими, механическими и у зрителя есть возможность всю эту механику увидеть. Но самый главный спецэффект - это, конечно, голос, голос кастрата, на тему которого можно только фантазировать. Колоссальная работа, которая была сделана для того, что бы его сконструировать, отчасти объясняет то обстоятельство, что такой интересный феномен как-то не слишком активно раскрывается  в кинематографе.

Такое пышное обрамление требует соответствующих событий и масштаба страстей, но ирония заключается в том, что Фаринелли, что редкость для знаменитости, обладал очень приятным характером, поэтому жизнь его с точки зрения внешних событий  не так уж интересна: родился, учился, пел, оставил сцену, стал, в хорошем смысле этого слова, фаворитом испанского короля и долгое время был у него на службе. Ни конфликтов с коллегами по цеху, ни скандальных случаев, одни рассказы о триумфах и о вокальных трюках, которыми он поражал воображение современников. Вокальные трюки, конечно, в фильм вошли, но их одних для истории мало, поэтому реальные факты были перекомпонованы и небольшое обстоятельство, что великий Фаринелли был единственным певцом, который не работал с Георгом Фридрихом Генделем, было развернуто в очень красивую историю о самореализации, свободе в творчестве, о роли автора и певца-исполнителя в произведении и о мере таланта, которая отпускается каждому и часто трагически не совпадает с чувством прекрасного и желанием творить. Всё это по отдельности, конечно, уже было - любая история о творчестве так или иначе затрагивает все эти темы, но “Фаринелли” хорош тем, что там всё это обостряется двумя очень серьёзными обстоятельствами. До появления звукозаписи искусство певца-исполнителя - абсолютно эфемерно, и для человека, который хочет оставить какой-то след в этом мире и может это сделать только в творчестве, это настоящая драма. А трагедия - то, что известное высказывание “искусство требует жертв” для него имеет особый смысл. Потому что этой жертвой ради искусства является он сам.

Одним словом, смотреть, слушать и получать удовольствие.


Комментарии

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
hardcandy
3 июн, 2012 00:18 (UTC)
Надо запомнить - "фаворит в хорошем смысле этого слова" :).
mary_eglantine
4 июн, 2012 05:18 (UTC)
Ну надо же как-то обозначить, что оно без всяких там... двусмысленностей :-)
mary_eglantine
4 июн, 2012 11:23 (UTC)
Читай. Вкратце потом расскажешь, как оно :-)
hardcandy
4 июн, 2012 11:25 (UTC)
Я только про Ахматову. Да и то неточно :).
Ах, мне б еще вспомнить - какие фильмы я тебе наобещала :(.
Ведь обещала и не прислала, есть такой грех за мной, да?

*извинити за оффтоп*
kentauris
3 июн, 2012 10:21 (UTC)
Фильм вправду хороший. И, кстати, сцена с затмением в Испании мне очень запомнилась. А вот психологическая линия "любви-ненависти" с Генделем не слишком убедительна. Фаринелли не пел у Генделя, в общем-то, по простой причине, подчеркивавшей благородство его характера: он был учеником и протеже Порпоры, соперника Генделя в Лондоне. Изменить Порпоре ради Генделя Фаринелли, видимо, не считал для себя возможным ни по моральным причинам, ни по музыкальным (как итальянцу, ему стиль Порпоры был несомненно ближе).
И, кроме того, уж очень заметный "ляп" в самом важном месте: Генделя хватает удар, когда Фаринелли поёт арию Lascia ch'io pianga из "Ринальдо". Но это - женская ария! Причем героиня - юная девушка. Хотя кастраты в Италии нередко появлялись и в женских ролях, в Лондоне этого не было. Юлия Цезаря кастрат запросто мог петь, а Клеопатру - нет. И уж тем более Альмирену из "Ринальдо".
Понятно, почему взяли именно эту арию - она шлягерная и всем известная. Но могли бы найти и что-то другое. Или взять другой вариант (та же музыка - в ранней оратории Генделя "Триумф времени и правды", но там и текст другой, и персонаж аллегорический).

mary_eglantine
4 июн, 2012 05:32 (UTC)
Мне кажется, взяли её не только из-за популярности. У неё очень подходящий ко всей истории по смыслу текст, который подводит итог всей истории с Генделем, да и с Рикардо Броски тоже.

По сюжету эту арию исполняет пленная девушка, которая обращается к тому, кто взял её в плен. Он её любит, но не хочет (или не может, точно не помню) освобождать. И там вот такие слова:

Дай мне слезами
выплакать горе
и о свободе дай пожалеть

Пусть страдание разобьёт
эти цепи,
хотя бы из жалости
к моим терзаниям.


Так что это действительно ляп, но, по-моему, он сделан вполне сознательно. Слишком хорошо она ложится на сюжет.
kentauris
4 июн, 2012 06:21 (UTC)
Боюсь, Вы не очень хорошо себе представляете сюжет генделевского "Ринальдо". Невесту главного героя, Альмирену, похищает волшебница Армида, чтобы сорвать план наступления крестоносцев на Иерусалим, царем которого является возлюбленный Армиды, Аргант. Но Аргант, увидев Альмирену, влюбляется в нее и начинает преследовать довольно откровенными домогательствами вроде - дам тебе всё, что хочешь, только полюби меня. Она отвечает, что хочет свободы. Он - это, дескать, невозможно. Она: тогда - "дай мне оплакать мою жестокую судьбу". И идёт ария. Арганта она совсем не любит. Это факт.

У Генделя вообще-то довольно много трогательных арий ламенто с текстами, которые вполне подошли бы к возникающей в фильме ситуации. В том числе мужских, но написанных именно для кастратов. Но они не так популярны, как ария Альмирены.

В принципе, "ляп" заметен лишь посвящённым. Широкая публика вряд ли знает подробности. Это закон массового искусства: предлагать узнаваемое. Точно так же в свое время поступил Мейербер, сделав лейттемой гугенотов в одноименной опере лютеровский хорал Ein feste Burg. Французские гугеноты вряд ли пели немецкую песню, но зато ее знали в 19 веке все музыкально образованные люди, а настоящих гугенотских песен 16 века не знали.

mary_eglantine
4 июн, 2012 08:18 (UTC)
Зря я поленилась дочитать либретто целиком - самые важные моменты так мимо меня и прошли :-)

Про узнаваемость абсолютно согласна. Думаю, это был главный критерий в выборе арии, тем более, что выбирать было из чего. Просто действительно очень стройно получалось - пленник Фаринелли (по крайней мере, по концепции фильма он получился именно пленником - судьбы, которую ему создал брат) поет арию Генделю, человеку, который мог бы дать ему свободу в творчестве, но не делает этого, потому что слишком поздно и т.д. Жалко, что гипотеза оказалась надуманной :-)
anna_bpguide
16 июн, 2012 15:14 (UTC)
хорошие подробности,
не знала
спасибо))
maria_querrida
4 июн, 2012 09:14 (UTC)
Я смотрела этот фильм давно, еще подростком, но уже тогда он мне очень понравился, причем самое большое впечатление оставили как раз не всякие пикантные подробности, а именно музыка. Я где-то читала, что для воссоздания голоса Фаринелли использовали голоса двух оперных певцов, мужчины и женщины, которые потом как-то долго и геморно сводили вместе на компьютере. А еще я потом прочитала в другом месте, что специально для кастратного исполнения тогда писали целые арии, так это все активно культивировалось, и почему-то меня это тоже поразило.
rubia_maria
6 июн, 2012 20:11 (UTC)
Я тоже смотрела в не очень сознательном возрасте. Надо будет пересмотреть как-нибудь.
mary_eglantine
7 июн, 2012 06:21 (UTC)
Пересмотри, да. Мелодраматические метания там, конечно, присутствуют, но музыка хороша очень :-)
( 13 комментариев — Оставить комментарий )

Текущий месяц

Январь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com