Мария Гаврилина (mary_eglantine) wrote,
Мария Гаврилина
mary_eglantine

Categories:

Яванский след на картинах Ремрандта и Ханта

Из-за моей невнимательности небольшая загадка получилась неудачной, ну да ладно. Какой-никакой, а анонс есть. Общее у картин - ножики, которыми вооружены Самсон и новообращенный бритт. Дело в том, что они имеют мало отношения как к древним бриттам, так и к древнему еврею Самсону.


Слева: Рембрандт. Самсон и Далила. 1628 (деталь)
Справа: У. Х. Хант. Новообращенная семья бриттов.... 1849-1850. (деталь)

Нож, которым вооружены означенные личности, происходит с острова Ява и распространен по всей Индонезии, Малайзии и Южным Филиппинам. Он называется "крис" или, реже, "керис".

Нож имеет весьма характерную внешность: изогнутое лезвие из узорчатой стали, ассиметричная пята и чуть изогнутая рукоять. Многие элементы имели символическое значение: изгибы лезвия (число которых всегда было нечетным) - это изгибы священного змея или трепетание огня, полоска металла с круглым отверстием, насаженная на хвостовик, это сами-знаете-что, мифологические существа, изображавшиеся на пяте клинка - это хранители и покровители владельца ножа, характерное расширение утья ножен - "лунная лодка", и т.д.

Фотографии из архива салона "Исторический центр".

Клинки крисов изготавливали по той же технологии что и дамасская сталь: вместе проковывались куски самых разных металлов, причем в случае с крисами иногда применялось и метеоритное железо, что, конечно, добавляло ножу магические свойства. После проковки его протравливали в соке лайма - для того, чтобы проступил рисунок. Хват у криса несколько отличается от обычного ножевого: особым образом изогнутая рукоять ложится в руку на манер пистолетной, а указательный и большой палец сжимают пяту клинка в специальных углублениях.

Отдельная история - это мифы и легенды, связанные с крисом. Если верить им, то с крисом шутки плохи. Его не стоило вытаскивать из ножен без особой необходимости. Некоторые крисы могли запросто носиться по воздуху охраняя своего хозяина или дрожанием или другими действиями предупреждать его об опасности (вспоминаем Жало, да? :-) ). Так это оружие наполовину мистическое, то убить им можно было даже не соприкасаясь непосредственно с жертвой, достаточно было просто проткнуть его след или просто направить на нее острие клинка, впрочем, я так и не нашла пока уточнений на тот счет, нужно ли для этого обладать хотя бы базовыми магическими навыками. Часть легенд касается и особой пробивной способности волнистого клинка, а так же отравленности клинка (яд, как предполагалось, впитывался в поры протравленного металла).

Как эти штуки оказались на картинах? Рембрандт обладал огромной коллекцией разнообразных редкостей и диковинок, и наверняка в стране, славившейся в те времена своим торговым флотом, мог оказаться заморский кинжал. Вероятно, таким же способом, но на двести лет позже крис попал к англичанину Ханту. Задача изобразить антураж изображаемой эпохи максимально достоверно перед художниками не стояла: нужно было просто взять просто что-то выглядещее древним и необычным. Вот так и получился такой небольшой курьёз.

Мораль: антикварное оружие коллекционировали уже тогда :-)
Tags: kunst, история оружия, мифы легенды сказки
Subscribe

  • Матисс "Лоретта в розовом кресле". Частное собрание.

    Немного непривычная для него гамма, не красно-сине-жёлто-зелёная, а более сложная и сдержанная. Очень нравится сочетание. И покрупнее.

  • Самая новогодняя музыка

    Пусть изысканные эстеты крутят носом и рассказывают, что это китч и банальность. Кто их будет слушать, когда праздник на дворе? Наверное, это…

  • BBC Radio 4 - Neil Gaiman's "Neverwhere"

    С Нилом Гейманом у меня определенные отношения пока не сложились: что-то из прочитанных рассказов понравилось, что-то никак не задело, но в целом -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments